|
"Моцарт – это молодость музыки, это вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии. Бездонная глубина его человечнейших образов, поразительная смелость его новаторских открытий, двинувших на десятилетия вперёд музыкальное искусство, совершенная гармоничность и стройность формы – вот сила Моцарта, вот величие его искусства, на увядаемого в веках. Вот почему
мы так горячо, так нежно любим этого удивительного композитора". Дмитрий Шостакович "Не знаю, в самом ли деле ангелы в присутствии Бога играют Баха, но я уверен, что в своем домашнем кругу они играют Моцарта". Карл Барт "Творчество Моцарта – это энциклопедия, где музыкант может почерпнуть всё. Моцарт – эталон композитора, обладающего блистательным вкусом в соединении с глубочайшими человеческими эмоциями, чувствами, многообразием мышления. Он сочетает в себе невероятную смелость, новаторство, оставаясь в тоже время глубоко лиричным композитором". Геннадий Рождественский "В молодости я говорил - я и Моцарт, потом я стал говорить - Моцарт и я; Теперь же я говорю только - Моцарт". Шарль Гуно "Для меня Бетховен – первый из всех. Но Моцарт – единственный!" Джоаккино Россини "Моцарт, так же как и Бах, принадлежит к редкой породе консервативных революционеров или революционных консерваторов. Моцарт не принадлежит ни одной нации и в тоже время – к каждой из них. Моцарт универсален. Он не национальный музыкант и не интернациональный. Он стоит над нациями." Альфред Эйнштейн "...(Моцарт) такой лёгкий для восприятия. Его можно слушать рассеянно, расслабившись, занимаясь своими делами, читая газету. Не то, чтобы я не любил Моцарта – хуже. Я осуждаю его, осуждаю его светскость. Впрочем, правил нет без исключений. Я имею в виду его Хафнер-симфонию, во всяком случае, её первую часть, плотную, компактную, прекрасно структурированную. И ещё несколько квинтетов. А также некоторые его ранние вещи, которые имеют для меня особенное значение. Мне нравится ранний Моцарт; я действительно от него без ума… Как видите, мои чувства к Моцарту противоречивы". Глен Гульд "Я любил Моцарта, потом на время утратил его, потом снова обрёл, чтобы больше уже никогда не терять." Эдвард Григ "Хотел бы я уметь писать так просто (как Моцарт)!" Рихард Штраус "По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он. В Моцарте я люблю все, ибо мы любим все в человеке, которого мы любим действительно. Больше всего «Дон-Жуана», ибо благодаря ему я узнал, что такое музыка". П.И. Чайковский "...я утопаю в сонатах Моцарта!" Иоганнес Брамс "От Альбана Берга я слышал следующую оценку музыки Антона Веберна, сначала сбившую меня с толку, но которую я начал понимать очень хорошо после того, как мне стало известно стремление Берга к популярности: "Веберн пишет очень красивую музыку, которая, однако, никогда не добьется популярности. Его музыка - как музыка Моцарта; Моцарт тоже непопулярен". Ф.М. Гершкович приводит такие слова А. Берга 1829 г: "- Тем не менее, я не теряю надежды услышать достойную музыку к Фаусту, - сказал я. - Этого быть не может, - отвечал Гете, - то страшное, отталкивающее, омерзительное, что она местами должна выражать, не во вкусе нашего времени. Здесь была бы нужна такая музыка, как в "Дон Жуане". Моцарт, вот кто мог бы написать музыку к Фаусту" (Эккерман И. Разговоры с Гете. Ереван, 1988. С. 178, 277). ""Надежды, возлагавшиеся Вами на оперу, Вы могли бы увидеть осуществленными в самой высшей степени в недавней постановке "Дон Жуана". Зато эта пьеса и стоит особняком; со смертью Моцарта исчезла всякая надежда на что-либо подобное" (Гете-Шиллеру, Веймар,1797 Т. 1. М., 1988. С. 473) "ИБ: У Моцарта надрыва нет, потому что он выше надрыва. В то время как у Бетховена или Шопена все на нем держится. СВ: Конечно, в Моцарте мы можем найти отблески надиндивидуального, которых у Бетховена, а тем более у Шопена, нет. Но и Бетховен и Шопен - такие грандиозные фигуры... ИБ: Может быть. Но, скорее, - в сторону, по плоскости, а не вверх. СВ: Я понимаю, что вы имеете в виду. Но с этой точки зрения повышенный эмоциональный тонус Цветаевой вас должен скорее отпугивать. ИБ: Ровно наоборот. Никто этого не понимает". Иосиф Бродский, Соломон Волков "Моцарта часто дают играть детям, так как у него мало нот, но взрослые боятся играть Моцарта из-за слишком большой значимости каждой ноты". А. Шнабель В чем секрет Моцарта? - Нет ответа. С.Рихтер Моцарт… Это значит, что у мира есть смысл и смысл этот ощутим для нас в своем подобии - в музыке. Г.Гессе Пожалуй, в музыке нет имени, перед которым человечество так благосклонно склонялось, так радовалось и умилялось. Моцарт — символ самой музыки. Борис Асафьев |