Высказывания и мысли о В. А. Моцарте:

Главная страница
"Моцарт – это молодость музыки, это вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии. Бездонная глубина его человечнейших образов, поразительная смелость его новаторских открытий, двинувших на десятилетия вперёд музыкальное искусство, совершенная гармоничность и стройность формы – вот сила Моцарта, вот величие его искусства, на увядаемого в веках. Вот почему
мы так горячо, так нежно любим этого удивительного композитора".

Дмитрий Шостакович


"Не знаю, в самом ли деле ангелы в присутствии Бога играют Баха, но я уверен, что в своем домашнем кругу они играют Моцарта".

Карл Барт


"Творчество Моцарта – это энциклопедия, где музыкант может почерпнуть всё. Моцарт – эталон композитора, обладающего блистательным вкусом в соединении с глубочайшими человеческими эмоциями, чувствами, многообразием мышления. Он сочетает в себе невероятную смелость, новаторство, оставаясь в тоже время глубоко лиричным композитором".

Геннадий Рождественский


"В молодости я говорил - я и Моцарт, потом я стал говорить - Моцарт и я; Теперь же я говорю только - Моцарт".

Шарль Гуно


"Для меня Бетховен – первый из всех. Но Моцарт – единственный!"

Джоаккино Россини


"Моцарт, так же как и Бах, принадлежит к редкой породе консервативных революционеров или революционных консерваторов.
Моцарт не принадлежит ни одной нации и в тоже время – к каждой из них. Моцарт универсален. Он не национальный музыкант и не интернациональный. Он стоит над нациями."

Альфред Эйнштейн


"...(Моцарт) такой лёгкий для восприятия. Его можно слушать рассеянно, расслабившись, занимаясь своими делами, читая газету. Не то, чтобы я не любил Моцарта – хуже. Я осуждаю его, осуждаю его светскость. Впрочем, правил нет без исключений. Я имею в виду его Хафнер-симфонию, во всяком случае, её первую часть, плотную, компактную, прекрасно структурированную. И ещё несколько квинтетов. А также некоторые его ранние вещи, которые имеют для меня особенное значение. Мне нравится ранний Моцарт; я действительно от него без ума… Как видите, мои чувства к Моцарту противоречивы".

Глен Гульд

"Я любил Моцарта, потом на время утратил его, потом снова обрёл, чтобы больше уже никогда не терять."
Эдвард Григ


"Хотел бы я уметь писать так просто (как Моцарт)!"

Рихард Штраус


"По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он. В Моцарте я люблю все, ибо мы любим все в человеке, которого мы любим действительно. Больше всего «Дон-Жуана», ибо благодаря ему я узнал, что такое музыка".

П.И. Чайковский


"...я утопаю в сонатах Моцарта!"

Иоганнес Брамс


"От Альбана Берга я слышал следующую оценку музыки Антона Веберна, сначала сбившую меня с толку, но которую я начал понимать очень хорошо после того, как мне стало известно стремление Берга к популярности: "Веберн пишет очень красивую музыку, которая, однако, никогда не добьется популярности. Его музыка - как музыка Моцарта; Моцарт тоже непопулярен".
Ф.М. Гершкович приводит такие слова А. Берга


1829 г:
"- Тем не менее, я не теряю надежды услышать достойную музыку к Фаусту, - сказал я.
- Этого быть не может, - отвечал Гете, - то страшное, отталкивающее, омерзительное, что она местами должна выражать, не во вкусе нашего времени. Здесь была бы нужна такая музыка, как в "Дон Жуане". Моцарт, вот кто мог бы написать музыку к Фаусту"
(Эккерман И. Разговоры с Гете. Ереван, 1988. С. 178, 277).


""Надежды, возлагавшиеся Вами на оперу, Вы могли бы увидеть осуществленными в самой высшей степени в недавней постановке "Дон Жуана". Зато эта пьеса и стоит особняком; со смертью Моцарта исчезла всякая надежда на что-либо подобное"
(Гете-Шиллеру, Веймар,1797 Т. 1. М., 1988. С. 473)


"ИБ: У Моцарта надрыва нет, потому что он выше надрыва. В то
время как у Бетховена или Шопена все на нем держится.
СВ: Конечно, в Моцарте мы можем найти отблески
надиндивидуального, которых у Бетховена, а тем более у Шопена, нет. Но и
Бетховен и Шопен - такие грандиозные фигуры...
ИБ: Может быть. Но, скорее, - в сторону, по плоскости, а не
вверх.
СВ: Я понимаю, что вы имеете в виду. Но с этой точки зрения
повышенный эмоциональный тонус Цветаевой вас должен скорее отпугивать.
ИБ: Ровно наоборот. Никто этого не понимает".
Иосиф Бродский, Соломон Волков

"Моцарта часто дают играть детям, так как у него мало нот, но взрослые боятся играть Моцарта из-за слишком большой значимости каждой ноты".

А. Шнабель


В чем секрет Моцарта? - Нет ответа.

С.Рихтер


Моцарт… Это значит, что у мира есть смысл и смысл этот ощутим для нас в своем подобии - в музыке.

Г.Гессе


Пожалуй, в музыке нет имени, перед которым человечество так благосклонно склонялось, так радовалось и умилялось. Моцарт — символ самой музыки.

Борис Асафьев